ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Заседания Президиума

Второй Всероссийский съезд работников медицинской промышленности

Оргкомитет съезда
Проект решения

Проект решения

ПРОЕКТ

РЕШЕНИЕ
Второго Всероссийского съезда работников медицинской промышленности

г. Москва
27 мая 2008 г.

Обсудив состояние отечественной медицинской промышленности, ее роли в обеспечении населения Российской Федерации лекарствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, делегаты и участники съезда отмечают, что в последнее время наметились некоторые положительные тенденции в развитии отрасли.

Разработанный по поручению Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности «План мероприятий по развитию медицинской промышленности России на 2007-2011 годы» был обсужден на парламентских слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, на совместном заседании Комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ и Комиссии по здравоохранению и медицинской промышленности РСПП, на круглом столе в Торгово-промышленной палате РФ и на совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ, где получил полную поддержку.

Отраженные в плане предложения вошли в состав комплекса мер по развитию отрасли, представленного в Правительство РФ Межведомственной рабочей группой, созданной по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ.

В составе комиссии по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года создана рабочая группа по подготовке предложений для определения материально-технической базы здравоохранения и развитию медицинской промышленности под руководством заместителя Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова. 5 февраля 2008 года предложения о перспективах развития производства медицинской техники и изделий медицинского назначения были рассмотрены на совещании у Д.А. Медведева в Екатеринбурге. 9 февраля 2008 года на оперативном совещании Совета Безопасности РФ под председательством В.В. Путина был рассмотрен вопрос «О мерах по обеспечению населения, учреждений системы здравоохранения и Вооруженных Сил РФ лекарственными средствами отечественного производства. Правительству РФ поручено до 1 октября т.г. принять установленным порядком стратегию развития отрасли. Ряд представленных Союзом ассоциаций и предприятий медицинской промышленности, принят Минпромторговли РФ и Минздравсоцразвития РФ и находится в стадии решения. В частности, в целях усиления координации работ создан Департамент, в ведении которого находится медицинская промышленность. В Росздравнадзоре начаты работы по пересмотру порядка регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Однако кардинальных решений для улучшения дел в отрасли не принято, что оказывает существенное влияние на обеспечение граждан и медицинских учреждений современными, эффективными и безопасными лекарствами и медицинскими изделиями. Существующие планы развития отечественной промышленности не могут обеспечить потребности российского здравоохранения и независимость страны от импорта медицинской продукции. К 2008 году доля доля отечественной медицинской продукции на российском рынке сократилась до 20-25%, а доля лекарственных средств в системе ДЛО – до 10%. Из Закупленной в 2007 году медицинской техники в рамках национального проекта «Здоровье» для оснащения лечебных учреждений муниципального звена доля продукции отечественного производства составила:

И это несмотря на то, что массовая замена отечественной аппаратуры на импортную уже привела к значительным трудностям в сфере технического обслуживания, зависимости от расходных материалов и запасных частей, что способствует неоправданно высоким затратам валютных средств и неэффективному использованию бюджетных средств на их приобретение.

Тревожная ситуация сложилась и в обеспечении фармацевтических предприятий сырьем. Более 85% готовых лекарственных форм изготавливается из импортных субстанций. Не исключается перспектива полной зависимости страны от импорта медицинской продукции, в результате чего государство может оказаться неспособным эффективно решать вопросы охраны здоровья населения и личного состава Вооруженных Сил, а также мобилизационной готовности страны.

Такое положение стало следствием:

Такое отношение к отрасли со стороны государства приводит к неэффективному использованию средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации приводит к остановке некогда уникальных производств (субстанций, шприцев однократного применения, очковой оптики, медицинского инструмента и других) и, как следствие, отражается на способности власти решать проблемы здравоохранения.

В связи с этим напрашивается вывод:

Обеспечение здравоохранения и населения России лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения находится в прямой зависимости от уровня развития и состояния отечественной медицинской промышленности.

С учетом изложенного также представляется необходимым объединение усилий всех участников сферы обращения медицинской продукции для создания современного научно-производственного комплекса, способного производить лекарственные средства, изделия и технику медицинского назначения надлежащего качества и в объемах, необходимых для удовлетворения потребности здравоохранения и населения России.

Съезд постановляет:

1. Президиуму Всероссийского общественного Совета медицинской промышленности (ВРОС МП) продолжить работу по консолидации членов Союза ассоциаций и предприятий отрасли на создание инновационной конкурентоспособной медицинской промышленности во взаимодействии с государственными структурами.

2. Принять за основу представленные на обсуждение участников съезда «Стратегические направления и комплекс мер по инновационному развитию медицинской промышленности РФ», разработанные рабочей группой ВРОС МП.
Президиуму ВРОС МП доработать представленный документ с учетом высказанных в ходе работы съезда замечаний и направить его в Минпромторговли РФ.

3. Просить Минпромторговли РФ вынести на заседание расширенного состава коллегии Министерства «Стратегию развития медицинской промышленности РФ на 2009-2020 годы» с участием РСПП и Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности.

4. В целях улучшения координации работ по реализации «Стратегии …» просить Минпромторговли РФ создать Межведомственных координационный Совет по проблемам медицинской промышленности с включением в него представителей профессиональных общественных организаций.

5. Принять за основу проект «Изменений в Федеральный закон «О лекарственных средствах», разработанный рабочей группой при Минпромторговли РФ и ВРОС МП. Президиуму ВРОС МП доработать проект с учетом высказанных на съезде замечаний и представить в Минздравсоцразвития РФ для дальнейшего оформления и представления в Государственную Думу ФС РФ.

6. Принять за основу проект концепции закона «О медицинских изделиях», разработанный рабочей группой, сформированной Президиумом ВРОС МП. Поручить руководителю рабочей группы Нечаеву В.Н. доработать проект с учетом высказанных на съезде замечаний, представить его на обсуждение членам Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности и до 1 сентября 2008 года внести доработанный проект в Минпромторговли РФ и Минздравсоцразвития РФ.

7. Поручить Президиуму ВРОС МП подготовить и внести от имени Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности проекты соглашений Союза с Минпромторговли РФ и Минздравсоцразвития РФ по объединению усилий, направленных на вывод отрасли из кризиса, обратив внимание на необходимость повышения роли общественных организаций при экспертизе нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере обращения медицинской продукции.

8. Президиуму ВРОС МП с учетом высказанных на съезде рекомендаций подготовить предложения по организации подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых разработкой и производством медицинской продукции, в том числе занятых на ремонте и техническом обслуживании медицинской техники.

9. Просить Росздравнадзор переработать административные регламенты в части, касающейся снятия административных барьеров при регистрации, сертификации и лицензирования производства лекарственных средств и медицинских изделий. Продолжить практику встреч руководства Росздравнадзора с руководителями ассоциаций по данному вопросу.

10. Принять за основу предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2003 года. Президиуму ВРОС МП доработать предложения с учетом замечаний, высказанных на съезде, и внести проект изменений в Минпромторговли РФ для дальнейшего оформления.

11. Президиуму ВРОС МП направить по результатам обсуждения на съезде проблем, стоящих перед медицинской промышленностью, обращение к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ.

12. Просить Правительство РФ рассмотреть на одном из заседаний вопрос о развитии отечественной медицинской промышленности.