ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Заседания Президиума

Протокол №9 заседания Президиума Всероссийского общественного Совета фармацевтической и медицинской промышленности

06.11.2018г.

г. Москва

Повестка дня:

О целесообразности установления ограничения допуска медицинских изделий для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом практики реализации постановления Правительства РФ от 05.02.2015г. №102. (Поручение Правительства РФ от 24.10.2018г. №ТГ-П-12-7283).

Председательствующий:

Председатель Совета – Ю.Т. Калинин

Члены Президиума: Дабагов А.Р., Ручкин А.В., Смирнов А.Ю., Терехов В.В., Добровольский П.В., Нечаев В.Н., Шибанов А.Н., Волков А.Е., Чернова Л.В.

Заслушав и обсудив доклад председателя Совета Калинина Ю.Т. о результатах реализации постановления Правительства РФ от 05.02.2015г. №102 (далее постановление), участники заседания отметили:

1. Принятие постановления вносит положительный вклад в развитие производства изделий и техники медицинского назначения. В период с 2015г. по 2018г. благодаря ограничениям допуска медицинских изделий для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, объём отечественного производства рентгеноаппаратуры на российском рынке увеличился на 20%, одноразовой медицинской одежды и средств in vitro диагностики – на 18%, оборудования для неонатальных центров и дезинфекционно-стерилизационного оборудования на 20%.

2. Увеличение доли продукции отечественного производства в Российской Федерации сопровождается ростом конкуренции и улучшением качества продукции, о чем свидетельствует значительные показатели снижения цены закупок от начальной максимальной, что в свою очередь способствует увеличению доступности пациентов к высокотехнологичной медицинской помощи. Высокая конкуренция обеспечивается прежде всего за счет участия в аукционах большого числа производителей медицинских изделий. Так, в 2017-2018 годах на аукционах одноразовую медицинскую одежду

представляли 7 фирм, в том числе 5 российских, шприцы однократного применения – 16 фирм, в том числе 10 российских, рентгеновское оборудование – 14 фирм, в том числе 8 российских.

3. Механизм применения ограничений, введённых постановлением, не только не наносит ущерба конкурентной среде российского рынка медицинских изделий, но и стимулирует локализацию производства тех видов изделий, которые включены в ограничительный перечень, как российскими, так и иностранными компаниями. Из 5 ведущих мировых производителей компьютерных томографов свои производства начали локализовывать 4 компании (GE, Toshiba, Philips, Хитачи). За последние четыре года объём только частных инвестиций в них превысил 17 млрд руб. При этом действие постановления не запрещает заказчикам закупать медицинские изделия иностранного производства, если они по своим характеристикам превосходят российские, а общий объём медицинских изделий, попадающих под действие постановления в 2017 году не превысил 18% рынка.

4. Отмечая положительные результаты практики применения постановления, следует отметить, что в последнее время при закупках возрастает число аукционов с ограничением допуска изделий отечественного производства из-за ориентированности заказчика на импортную продукцию. В нарушение Федерального закона №44-ФЗ заказчики составляют технические задания и условий исполнения контрактов под конкретного поставщика, что приводит к ограничению допуска к закупкам большого числа компаний. Сравнительный анализ аукционов проведённых в 2017-2018 годах только по трём видам медицинских изделий (шприцы однократного применения, одноразовая медицинская одежда и рентгенаппараты) показал, что в конкурсах, где участвовали российские компании снижение цены закупки от начальной максимальной составляло от 12 до 50%, в то время как в аукционах, где в технических заданиях указывались блокирующие характеристики изделий, это снижение не превышало 5%. В первом случае экономия бюджета составила сотни миллионов рублей, во втором - десятки тысяч рублей. При таком отношении к закупкам, ущерб наносится здравоохранению, которое приобретает технику по завышенным ценам; промышленности, которая не реализует свои возможности, и государству, которое вкладывает средства в развитие медицинской промышленности, а покупает продукцию у зарубежных компаний.

5. Анализ эффективности и целесообразности расширения перечня медицинских изделий, на которые распространяется действие ограничений допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проведенный по поручению Правительства РФ показал, что данная мера направлена исключительно на развитие отечественной медицинской промышленности, а на этой основе – на увеличение доступности и качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.

Решили:

1. Руководителям предприятий направить в ассоциацию «Росмедпром» обоснование необходимости применения и расширения перечня медицинских изделий, утверждаемого постановлением Правительства РФ от 05.02.2015г. №102 (по номенклатуре продукции выпускаемых предприятием).

2. Ассоциации «Росмедпром»:

- Обобщить представленные предложения, и направить обобщенные обоснования в Минпромторг России и взять под контроль выполнение поручения Правительства РФ от 24.10.2018г. №ТГ-П-12-7283. О ходе исполнения Поручения доложить на очередном заседании Президиума.

- Представить на очередное заседание Президиума проект записки в Правительство РФ о необходимости рассмотрения вопроса развития производства медицинских изделий на заседание Правительственной комиссии по импортозамещению.

 

Президент Союза ассоциаций и предприятий фармацевтической и медицинской промышленности

Ю.Т. Калинин