ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Новости

27.11.2018

Решение совместного заседания Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, Комиссии РСПП по индустрии здоровья и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

31 октября 2018г.

 г.Москва, РСПП

I. О результатах работы Правления РСПП по обсуждению Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года.

Обсудив сообщения членов Правления РСПП В.М.Черепова и Ю.Т.Калинина . о результатах работы октябрьского Правления РСПП, участники заседания отметили:

1. 10 октября 2018г. состоялось заседание Правления РСПП, на котором были заслушаны доклады Президента РСПП А.Н.Шохина, Министра экономического развития РФ М.М.Орешкина, Министра здравоохранения РФ В.И.Скворцовой, Председателя счетной палаты РФ А.Л.Кудрина, руководителей Департаментов Минфина РФ «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года»; о вопросах регулирования неналоговых платежей и ходе подготовки соответствующих нормативных правовых актов; о Хартии в поддержку Общероссийского движения по сохранению профессионального здоровья человека «Здоровье 3600».

2. Правление приняло к сведению представленные доклады и постановило:

- Комитетам и Комиссиям РСПП включить в планы работы на 2019 год вопросы по соответствующим разделам Основных направлений;

- отметить необходимость комплексного решения задачи регулирования неналоговых платежей не только предлагаемых к включению в Налоговый кодекс РФ, но и платежей не отнесённых к категории квазиналоговых (компенсационные платежи, платежи за монопольные услуги, экспертизы, аудит и др.), и просить Минфин России активизировать деятельность рабочей группы по неналоговым платежам предпринимателей, в том числе предусмотреть возможность её проведения на экспертном уровне;

- одобрить Хартию Общероссийского движения по сохранению профессионального здоровья человека «Здоровье 3600»;

- провести с 18 по 22 марта 2019г. Неделю российского бизнеса и созвать 22 марта XXVIII Съезд РСПП.

Участники заседания решили:

1. Комиссиям РСПП и Комитету ТПП РФ включить в планы работы на 2019 год решение вопросов развития здравоохранения и медицинской промышленности с учетом показателей, предусмотренных в Основных направлениях.

2. Провести в рамках Недели российского бизнеса совместное заседание Комиссий РСПП и Комитета ТПП РФ ,по вопросам нормативно-правового регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий в ЕАЭС.

3. Провести 27 марта 2019 года XI Всероссийский съезд работников фармацевтической и медицинской промышленности. Ассоциациям «Росмедпром», «Росфарма» и АРФП разработать и представить на совместное заседание Комиссий РСПП и Комитета ТПП Решение и Программу проведения съезда с учетом Основных направлений действия Правительства РФ на период до 2024 года и Указа Президента РФ от 7 мая 2018г. №204.

4. Рекомендовать коллективам, входящим в ассоциации фармацевтической и медицинской промышленности подписать Хартию в поддержку Общероссийского движения по сохранению профессионального здоровья человека «Здоровье 3600».

II. О проекте Стратегии развития медицинской промышленности на период до 2030 года

Обсудив проект Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, участники заседания отметили:

1. Представленный Минпромторгом России проект Стратегии разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года №1162, которым утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации. В проекте дана оценка современного состояния отечественной медицинской промышленности, приведены показатели и перспективы развития российского рынка медицинских изделий. На основании анализа выявленных проблем в развитии отрасли, существующей системы обращения медицинских изделий, применяемых мер государственной поддержки на всех стадиях от разработки до ввода продукции в обращение и учёта опыта развития зарубежной медицинской промышленности и мирового рынка, определены приоритеты и сформулированы основные экономические показатели, которые планируются достичь к 2030 году:

- Увеличение производства медицинских изделий в 3,5 раза относительно уровня 2017 года.

- Обеспечение производства в Российской Федерации критически важных видов медицинских изделий.

- Увеличение объёма экспорта медицинских изделий в 10 раз по сравнению с 2017 годом.

- Рост количества зарегистрированных новых медицинских изделий не менее 100 единиц в год.

При обосновании прогноза развития производства медицинских изделий, авторы проекта исходили из базового сценария социально-экономического развития Российской Федерации, с ростом ежегодного объёма производства на 6,5%, что предполагает достижение объёма рынка к 2030 году уровня в 643 миллиарда рублей. Для достижения заявленных в проекте целей предполагается сосредоточить усилия на:

- участие государства в проведении НИОКР по созданию медицинских изделий в соответствие с потребностью рынка,

- обеспечение условий для развития конкурентно способного производства медицинской продукции,

- стимулирование потребления медицинских изделий,

- совершенствование системы нормативно-правового регулирования обращения медицинских изделий,

- решение вопросов подготовки кадров для медицинской промышленности.

2. Анализ результатов исследования состояния современной промышленности и факторов, оказывающих влияние на результативность работы отрасли в период 2013-2017 годы, приведённых в проекте Стратегии, показывает, что авторам не удалось полностью учесть причины системных проблем развития медицинской промышленности, которые не позволили достичь показателей, установленных для отрасли приказом Минпромторга России от 31.01.2013 №118.

Такая же ошибка прослеживается и при обосновании задач Стратегии на период до 2030 года.

Для достижения целей Стратегии, касающиеся прорывного научно-технологического развития Российской Федерации, ускорения инновационного развития производства медицинских изделий, привлечения и поддержки инвестиций, обеспечения единого подхода к их государственному регулированию, созданию высокопроизводительного экспорто ориентированного потенциала на основе современных технологий, требуется решения вопросов устойчивого спроса на инновационную продукцию. Спрос является не только составляющим для благоприятного инвестиционного климата, но и служит основой, позволяющей осуществлять высокоэффективный трансфер технологий, наращивать потенциал отрасли благодаря реализации партнёрских проектов и заключения лицензионных соглашений между иностранными и российскими компаниями. Эти вопросы, а также чётко отлаженные механизмы реализации задач, определённых разработчиками проекта Стратегии не отражены в ней, что ставит под сомнение возможность достижения показателей, предусмотренных разделом VII документа, даже при выполнении условий обозначенных в целевом варианте сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Участники заседания решили:

1. Рекомендовать Минпромторгу России доработать проект Стратегии развития медицинской промышленности с учётом «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утверждённых 28 сентября 2018 года, для чего:

а) Провести дополнительный анализ причин расхождения реальных показателей развития производства медицинских изделий по состоянию на 1 января 2018 года и целевых, предусмотренных Стратегией развития медицинской промышленности на период до 2020 года, на основании чего предложить конкретные механизмы достижения целей и задач, изложенных в проекте Стратегии до 2030 года.

б) В целях ускорения технологического развития медицинской промышленности, без которого невозможно решить поставленные в проекте Стратегии задачи, необходимы дополнительные меры по созданию новых высокотехнологичных предприятий, повышению уровня коммерциализации научно-исследовательских разработок и технологий, созданных в РАН, ВУЗах и прикладных научных организациях, усилению финансовой поддержки инновационной деятельности, расширению масштабов участия российских организаций в реализации международного трансфера технологий, создании научно-образовательных центров и центров компетенции мирового уровня, участвующих в разработке технологий и медицинских изделий на их основе и выводе на рынки в кооперации с организациями реального сектора экономики. Эти меры и механизмы их решения должны найти отражение в разделе V проекта Стратегии.

в) Вхождение Российской Федерации в число крупнейших производителей медицинских изделий, обеспечивающих удовлетворение в них потребности здравоохранения не менее, чем на 50%, предполагает повышение качества инвестиций в основной капитал предприятий и увеличение их объёма, роста совокупной производительности труда, в том числе несвязанной с новыми инвестициями. В целях решения этих задач, целесообразно привлечение для нужд отрасли средств Фонда развития, участие в реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Повышение производительности труда и занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Цифровая экономика», «Наука», государственных программ Российской Федерации «Развитие образования», «Развитие промышленности и повышение её работоспособности», «Развитие внешнеэкономической деятельности».

В части развития промышленного экспорта государство планирует актуализировать действующие государственные программы, предусмотрев для этого специальные меры (Специальные инвестиционные контракты, консолидацию государственных ресурсов на их поддержку; повышение эффективности действующего механизма поддержки спроса на экспортируемую продукцию и другое). Вместе с мерами по дополнительному улучшению системы регулирования обращения медицинских изделий и повышения ответственности министерств экономического блока за реализацию стратегии развития медицинской промышленности отмеченные рекомендации могут значительно усилить VI раздел проекта.

г) Обеспечение динамичного развития медицинской промышленности с выходом на показатели, предусмотренные проектом Стратегии во многом будет определяться степенью задействования для этих целей потенциала организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Обладая высокими научными, кадровыми и производственными ресурсами, уже сегодня ОПК занимает лидирующее положение в поставках для здравоохранения изделий и техники медицинского назначения. В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года с целью диверсификации ОПК, направленной на увеличение доли высокотехнологической продукции гражданского назначения, уже предусмотрены соответствующие меры государственной поддержки , в том числе, разрабатывается комплекс мер по обеспечению заинтересованности потенциальных потребителей высокотехнологичной продукции, представления преференций организациям, закупающим продукцию ОПК, введение ответных мер по защите внутреннего рынка от импорта высокотехнологичной продукции, аналоги, которой могут производиться организациями ОПК и др.

Учитывая, что организации ОПК могут выступать Центром компетенций по разработке новых решений и новых высокотехнологичных конкурентоспособных медицинских изделий, что не под силу сегодня предприятиям отрасли, целесообразно предусмотреть это в VI разделе проекта, с рекомендациями по разработке механизмов достижения ключевых показателей эффективности через использование различных форматов взаимодействия организации ОПК и Минздрава России.

2. Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности обобщить конкретные замечания к проекту Стратегии, высказанные на заседании, и представить их в РСПП и ТПП РФ.

 

Председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Ю.Т.Калинин

Председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья В.М.Черепов

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности В.И.Сергиенко